Рулевая рейка в автомобиле: что это, принцип работы и устройство, как заменить?

Простыми словами, рулевая рейка – это деталь, которая соединяет руль и колёса. В этой статье мы узнаем, что собой представляет этот механизм, его устройство и принцип работы. Разберём основные неисправности рулевой рейки и познакомимся со способами проверить её на неисправности. И, наконец, узнаем, как заменить и установить рулевую рейку.

Что такое рулевая рейка в автомобиле?

Рулевая рейка, также именуется редуктор усилителя руля, представляет собой силовой узел рулевого механизма, предназначенный для передачи усилия с рулевой колонки на управляемые колеса. На вопрос, может ли функционировать автомобиль без рулевой рейки, ответ однозначен – нет. Рулевая рейка является ключевым узлом любого транспортного средства, и следить за её состоянием необходимо на систематической основе, так как от исправности механизма напрямую зависит управляемость автомобиля во время движения.


История появления рулевой рейки, конечно, не такая древняя, как например, редуктора, что это, мы уже разбирали. История автомобилестроения начинается в 1769 году, когда в Англии выпустили первую паросиловую машину. Авто с двигателем внутреннего сгорания появились гораздо позже – в 1886 году. Тогда же появились первые прототипы рулевого управления, которые похожи на современные системы. Рулевое управление автомобиля прошло огромный путь развития и только в конце XIX – в начале XX веков стало похоже на привычный нам вариант.

Автомобили 80-х годов XIX века ездили медленно, и от рулевого управления не требовалось мгновенного отклика. Машиной управляли с помощью рычагов, как моторной лодкой. Регулируемый руль разработал инженер Эдвард Лобелл в 1927 году. Однако новинка нашла свое место в автомобилестроении только через три десятка лет, когда между производителями началась гонка за комфортом и удобством транспортных средств.

Принцип работы и устройство рулевой рейки

Сегодня существуют три вида рулевых реек, принцип действия которых различается. Гидравлическая рулевая рейка используется почти во всех легковушках, которые выпускают сегодня. Обеспечивает достаточно комфортное управление автомобилем, поскольку используется гидравлический усилитель руля, благодаря чему водителю нужно прилагать минимум усилий.


Механическая рулевая рейка: устройство данного элемента очень простое, как и устройство гидроцилиндра на автомобиль. На одном из концов рейки находится зубчатый механизм, который контактирует с зубчатой рейкой. Последняя взаимодействует с приводом руля. В работе электрической рулевой рейки для увеличения усилий водителя автомобиль оснащается отдельным электрическим двигателем.

Рулевая рейка состоит из следующих элементов: алюминиевый картер, внутри которого находится полость, имеющая специальную защиту; пружина, которая прижимает рейку к шестерне, обеспечивая надежное сцепление зубцов рулевой рейки и шестерни; колесо привода с зубцами, которое находится в картере (устанавливается на подшипники); втулка шарнира рулевой тяги и ограничительное кольцо обеспечивают требуемый ход рулевой рейки в заданном интервале.

Основные неисправности рулевой рейки

Обслуживание и регулировку (а при необходимости и замену) рулевой рейки следует проводить вовремя, как и обслуживание двухходового крана (блог, статья 2), это влияет не только на срок службы работы детали, но и на бесперебойную работу машины. Рассмотрим неисправности гидравлического и механического рулевого управления.


Симптомы неисправности рулевой рейки с ГУР зачастую связаны именно с гидравлической системой – жидкостью и насосом. Так, при поломке гидравлической рейки водитель будет ощущать увеличение усилия при повороте руля, регулярное снижение уровня жидкости ГУР в расширительном бачке; стук при езде; при повороте руля будет слышен сильный гул. В этом случае следует незамедлительно ехать в автосервис и приобрести запчасти для ремонта. А в нашем интернет-магазине большой выбор запчастей, в том числе на коробку отбора мощности на кран, и другие.

У механической рулевой рейки, прежде всего, это стуки, появляющиеся на плохой дороге и уменьшающиеся при поворотах руля «от упора до упора». В таких ситуациях говорят, что рулевая рейка «стучит». Стук или хруст обычно исходит из шарниров главных угловых скоростей, «гранаты». Стоит отправиться на сервис, если руль перестал возвращаться в «нулевое» положение после поворота, либо автомобиль вдруг стал «нервным» и очень чувствительно реагирует на самые незначительные его отклонения.

Как проверить рулевую рейку на неисправности?

Большинство признаков неисправности рулевой рейки совпадают с симптомами износа других элементов рулевого управления и подвески. Достоверно установить источник проблемы можно только после снятия и разборки узла. Однако для начала имеет смысл провести предварительную проверку исправности рулевой рейки на автомобиле, и убедиться, что дело именно в ней. Сделать это можно двумя способами: проверить стучит ли рулевая рейка и оценить ее люфт.


Для предварительной проверки рулевой рейки при появлении вибраций или люфтов на руле необходимо проверить рулевую рейку на стук. Для этого достаточно ударить ногой по боковой части покрышки передних колес стоящего автомобиля. Этот метод позволяет исключить неисправность шаровых опор или сайлентблоков подвески, которые пробить под нагрузкой не удастся. Если при ударе возникает характерная вибрация, рейка стучит в трубе, а во время проезда «лежачих полицейских» звучит особенно жесткий стук, то, скорее всего, имеет место именно износ деталей рейки.

С помощью раскачки рулевого колеса можно диагностировать следующие проблемы: разрушенная ступица, не затянутая гайка, закрепляющая рулевое колесо на валу, ощущается как люфт со стуком. Руль нужно покачать в вертикальной, горизонтальной оси. Покачиванием руля вверх-вниз, вправо-влево можно определить люфт вала на подшипниках. Раскачать вал шестерни рейки внутри корпуса, который находится под ногами водителя. Здесь не должно быть люфта. А наш сайт занимается продажей автозапчастей на кран из Иваново, и знает толк в качественных механизмах.

Как заменить и установить рулевую рейку?

Механизм рулевой рейки достаточно надежен и обычно способен исправно работать до 200000 километров пробега до появления первых признаков неисправности. В большинстве случаев требуется замена рулевой рейки, так как ремонт почти равен стоимости агрегата. При проведении самостоятельных работ по замене рулевой рейки потребуются: съёмник для снятия рулевых наконечников, шестигранники, жидкость для смазки, литол, молоток, зубило и ветошь.


Перед установкой следует снять боковые заглушки на новой рейке и наполнить отверстия литолом. Установить на рейку рулевые тяги с наконечниками. При монтаже рулевой рейки потребуется помощь второго человека для установки шлицевого соединения. Разжать шлицевой хомут можно, воспользовавшись зубилом. Установленная на шпильки рейка крепится гайками. Наконечники устанавливаются в гнезда и фиксируются. Устанавливаются колеса, автомобиль снимается с подставок.

Не стоит забывать, что безопасное управление автомобилем напрямую связано с техническим состоянием рулевой рейки. Своевременная диагностика и устранение неисправности в рулевом агрегате позволит избежать крупных неприятностей во время поездки. А если возникли проблемы в работе спецтехники, вы можете купить механизм поворота автокрана на нашем сайте.

Комментарии

Написать комментарий